Большинство жертв Бесланской трагедии обвиняют в случившемся исключительно силовые структуры и представителей власти, допустивших катастрофу. Тем не менее, раздача ярлыков в обществе только растет."Исламисты" и "чеченцы" однозначно называются "террористами". Да и СМИ усиленно обсуждают религиозную и национальную принадлежность экстремистов.

Очень жаль, что объектом ненависти становятся соседние народы. Кому-то, видимо, выгодно провести в сознании людей параллель между исламской религией и экстремистской деятельностью. Перенести, пусть косвенно и опосредованно, на верующих мусульман вину террористов. Истинным виновникам трагедии выгодно отвлекать гнев пострадавших, направлять его в нужное для себя русло.

Осетины традиционно считаются единственными на Северном Кавказе христианами. При общем количестве населения 700 тысяч человек только 100 тысяч относит себя к мусульманскому вероисповеданию.

Сам город Беслан был основан одним из представителей осетинского дворянства Бесланом Тулатовым и в честь него получил свое название. Первая мечеть в Беслане была построена в 1847 году именно родом Тулатовых, а первым муэдзином Бесланской мечети был Урус Тедтов. В годы политрепрессий мечеть в числе тридцати других религиозных храмов Осетии была конфискована и передана под склады, затем там был размещен молокозавод.

Продолжая фамильные традиции и сохраняя верность памяти предков, потомки Тулатовых и Тедтовых одними из первых стали у истоков возрождения ислама в современной Осетии. Больше пяти лет бесланчане добивались возвращения культового сооружения в собственность верующих, и сейчас стоит вопрос о ремонте мечети.

Но на данный момент потомки основателя города и первого муэдзина становятся объектом преследования со стороны правоохранительных органов. Около месяца назад, ночью в квартиру молящейся женщины, внучки того самого Уруса Тедтова, ворвались вооруженные милиционеры. Произвели обыск, старались найти хоть какие-то улики, способные нанести вред репутации семьи Тедтовых. Семья связывает эти преследования со своей активной деятельностью по возрождению истинного ислама в Осетии. Кому-то невыгодно многоконфессиальное общество на Северном Кавказе, где сосуществуют православие и ислам, а нужны полярные, конфликтующие в вере народы.

Как правило, такие действия не способствуют укреплению идей толерантности и могут спровоцировать аналогичный ответ. Если сотрудники правоохранительных органов позволяют грубые действия в адрес людей преклонного возраста, чего ждать от них молодым верующим? Задержания и аресты верующих мусульман начались сразу после бесланской трагедии, арестовывались и известные лидеры мусульманской общины (Ермак Тегаев). Практически все мусульмане считают, что дело по статье 222 Уголовного кодекса сфабриковано органами внутренних дел.

В результате и внутри мусульман стало зреть недовольство. Старшее поколение почти потеряло авторитет у молодежи, что совершенно несвойственно для Кавказа.

Ученые Северной Осетии и Москвы очень обеспокоены этой ситуацией. В июне специально была созвана международная конференция по вопросам исламского радикализма. По мнению одного из организаторов Алексея Малашенко, профессора МГИМО, представители власти в Северной Осетии не должны нарушать баланс религиозных сил. "Нужно не раскачивать отношения между представителями двух основных конфессий – ислама и христианства, не играть на настроениях верующих, а быть предельно осторожными и выказывать доброе отношение ко всем видам религии именно здесь, на Северном Кавказе, а не в Москве... Религия – очень тонкая проблема и должна быть отделена от государства".

Ученый - осетин Тимур Дзеранов тоже говорил о важности вопросов исторического взаимоотношения ислама и государства. Для Северного Кавказа это особенно актуально, так как в этом регионе ислам всегда находился в противоречии с царским режимом, и важно, чтобы государство стремилось снять историческое противоречие.

На конференции говорили и о проблемной ситуации с молодыми верующими. Они только приходят к исламу и нельзя, чтобы исторические противостояния ислама и государства, равно как и соединенные обществом и государством понятия ислама и экстремизма вызвали у них протестные действия.

Старейшины мусульманских общин и имамы мечетей осознают всю ответственность, возложенную на них. Поэтому вопросы духовного образования выносятся на первый план, чтобы противостоять различным обвинениям о "псевдоисламских течениях", якобы распространенных среди молодых верующих. С этой целью в Сирию, Египет, Турцию были отправлены на учебу верующие, проявившие наибольшее стремление к знаниям. На них возлагаются определенные надежды. В частности, то, что в Осетии появятся образованные алимы, знатоки Корана.

Исламское сообщество не желает, чтобы молодежь попадала под влияние проповедников радикальных, политизированных учений, прикрывающихся исламом. Эти "проповедники ислама" стремятся насильственно распространить ислам, объединить существующие светские исламские государства в единый Халифат. Эти учения и действия их последователей получили определение – "исламский экстремизм". Ислам в целом стоит на стороне законопослушания и лояльности по отношению к власти, готовой уважать разделяемые мусульманами ценности.

Но обществу нужна толерантность. И сейчас с молодежью начал работать Южный Региональный Ресурсный центр некоммерческих организаций, что очень хорошо. Надо, чтобы и государство, и СМИ, и само общество училось терпимости. Ведь отсутствие толерантности – это один из первых признаков антидемократии.

Анна Барканова

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter