Те филиалы, деятельность которых была приостановлена после 18 октября, постепенно возобновляют свою работу. Ранее процедуру регистрации прошли "Врачи без границ" и Датский совет по беженцам. В числе зарегистрированных организаций значится уже 149 зарубежных НКО.
Чиновники продолжают уверять, что существованию иностранных НКО ничто не угрожает и со стороны организаций требуется лишь "элементарная внимательность при заполнении необходимых документов". "Двухнедельная задержка по большому счету не привела к срыву наших правозащитных программ", - подтвердил газете заместитель руководителя московского отделения Human Rights Watch Александр Петров.
Тем временем у другой авторитетной организации – Amnesty International – по-прежнему есть проблемы с регистрацией. В пресс-службе ее московского отделения сообщили, что чиновники Росрегистрации углядели в официальном названии организации, где фигурирует слово "Лимитед", признаки того, что она является коммерческой. От организации потребовали принести документ, подтверждающий, что она некоммерческая, не пояснив при этом, где такую бумагу взять. В уставе же Amnesty International прописано, что это некоммерческая организация, отметили в НКО.
Между тем представитель Human Rights Watch рассказал газете, что с самого начала из-за нехватки сотрудников на прием к чиновникам "выстроилась большая очередь представителей НКО с готовыми документами".
Все зарегистрированные организации обязаны до 31 декабря отчитаться о своей финансовой деятельности, а также сдать рабочие планы на 2007 год. Все это позволит чиновникам Минюста вмешиваться в работу иностранных НКО, выделять и запрещать те проекты, которые касаются тем, чувствительных для российской политики, отмечает газета. В первую очередь это касается ситуации в Чечне, прав человека в армии, положения дискриминируемых групп людей. Представители НКО заявляют, что если их проекты будут запрещать, то они намерены в судебном порядке обжаловать подобные решения.
Закон "О неправительственных и некоммерческих организациях" вступил в силу 7 апреля 2006 года. Он вызвал резкую критику со стороны российских и зарубежных правозащитников, а также руководства ряда западных стран, которые усмотрели в это законе попытку существенно ограничить функционирование НКО в России.