Лето окончательно вступило в свои права. И стали видны заметные изменения в сетках вещания большинства российских телеканалов. В программах стало больше "повторов" старых передач, а тематика новых программ явно подбирается с учетом "отпускных" настроений телезрителей. Не обходится, кстати, и без курьезов. Так, продюсеры телеканала "Россия" в праздничные дни не нашли ничего лучшего, кроме как повторить новогодний выпуск "Голубого огонька". Так что на главном государственном канале страны дела с формированием редакционного портфеля развлекательных "вневременных" программ обстоят из рук вон плохо.

Впрочем, ничуть не меньше на минувшей неделе удивил канал НТВ. Одним из "главных героев" одноименной программы Антона Хрекова стал свиновод Вася Пупкин. Конечно, в значительной степени такой выбор можно объяснить своеобразным чувством юмора авторов программы. Но, думается, не меньшую роль здесь сыграло и отсутствие фантазии, а также четких нравственных критериев: кто же действительно сегодня должен являться "героем нашего времени".

В минувшем сезоне окончательно завершилось "переформатирование" канала НТВ. Из коллектива единомышленников, заявлявших с полным основанием, что новости – это их профессия, компания превратилась в типичную "нишевую" развлекательную студию с изрядным налетом желтизны. Самой рейтинговой передачей канала стало печально известное в профессиональных кругах "Чистосердечное признание". Которое совершенно удивительным образом трансформировалось из добротного аналитического продукта в рупор разного рода извращенцев и мистиков.

Изменилась и аудитория канала. Среди его постоянных зрителей почти не осталось приверженцев классического репортажа и качественной аналитики. Просто потому, что эти жанры в сетке вещания канала сегодня практически отсутствуют.

Сказанное не означает, однако, что российский эфир был заполнен исключительно программами развлекательного характера. Незаметно и исподволь на фоне летней истомы в свои права вступила грядущая предвыборная кампания. Понятно, что на отечественном телевидении она сразу же оказалась предвыборной кампанией исключительно одной политической силы.

Представители других партий и общественных движений допускались к участию в программах лишь для того, чтобы безмолвно внимать безудержному славословию в адрес "Единой России" и ее сторонников. Зачастую авторам упомянутых славословий явно изменяло чувство меры.
Так, в программе "Судите сами" (Первый канал) главный редактор "Московских новостей" Виталий Третьяков ни с того, ни с сего и совершенно не по теме беседы назвал Владимира Путина выдающимся политическим деятелем современности. Видимо, господину Третьякову нужно было позарез произнести именно эту фразу. Контекст при этом был не так уже и важен.

В ток-шоу "Народ хочет знать" (канал ТВ-Центр) обсуждалась эффективность деятельности Государственной думы последнего созыва. У гостя передачи и по совместительству одного из главных пиар-менеджеров "Единой России" Владимира Мединского на этот счет не возникло даже тени сомнения. Он категорично заявил, что эффективность работы Думы была весьма высокой и она не приняла ни одного закона, который можно было бы назвать вредным или даже недостаточно полезным.

Но своеобразный рекорд в этом забавном "соревновании златоустов" поставил не он, а все-таки Андрей Воробьев, также известный депутат и один из лидеров "единороссов". В ходе программы "Национальный интерес" (канал "Россия") он сказал, что по сравнению с тридцатыми годами прошлого века мы сейчас живем в подлинно свободном демократическом обществе. Это, видимо, также является заслугой "Единой России". Интересно, что после этих слов даже тщательно отобранные гости студии государственного канала не удержались от смеха. Этот смех, видимо, задел депутата. Он сердито огрызнулся, что сказал чистую правду и не видит здесь ничего смешного.

Не слишком благожелательно восприняла академическая аудитория и выступление Владислава Суркова, которому был посвящен солидный сюжет в программе "Реальная политика" (канал НТВ). Замглавы кремлевской администрации пытался объяснить ученым и деятелям культуры значение величия и могущества страны с точки зрения сомнительного тезиса "суверенной демократии". Мне показалось, что сюжет этот попал в эфир исключительно для того, чтобы подчеркнуть значимость не России, а ведущего и автора программы Глеба Павловского, который в ходе всей беседы восседал с важным видом рядом с "серым кардиналом" Кремля. Это, впрочем, не спасло Глеба Олеговича от мощного "прокола".

Подтверждая собственные и сурковские тезисы, Павловский – в качестве доказательства весомости роли России в современном мире – привел пример предстоящей якобы продажи партии наших подводных лодок Венесуэле. К вечеру субботы всем уже было хорошо известно, что слух об этой сделке является обычной газетной "уткой". Не знал этого только Глеб Павловский. Видимо, потому, что передача была записана задолго до разоблачения этого слуха.

Лишь в информационных программах канал Рен-ТВ здравиц в адрес "Единой России" оказалось, мягко говоря, немного. Даже напротив. Ведущая программы "Неделя" Марианна Максимовская рассказала о московском "Марше несогласных" (о чем, по традиции, умолчали все остальные каналы) и познакомила зрителей с новыми формами борьбы с оппозицией, которые опробовали власти в ходе этого "Марша". Максимовская даже поиронизировала насчет прежней работы нашего президента в разведке, тонко связав этот факт с сюжетом об очередном "шпионском скандале" в Австрии. Обратила она внимание и на крепкие высказывания премьера Фрадкова, которые он себе позволил в ходе последнего заседания правительства.

Вообще юмору в программе неделя была отведена особая роль. Использовав в качестве повода выход на телеэкраны США сатирического анимационного сериала, посвященного действующему руководству страны, авторы передачи завели разговор о судьбах политической сатиры в России. По мнению Максимовской у нас этот жанр давно не в чести. Тем более, мало кто решится открыто посмеяться над президентом. Между тем, известный сатирик Виктор Шендерович сказал, что политическая сатира является совершенно естественным явлениям для всякого нормального общества. По мнению другого сатирика, известного художника-карикатуриста Андрея Бильджо, неприятие сатиры отечественными политиками свидетельствует о глубоком комплексе неполноценности, поразившем российскую власть.

Впрочем, после просмотра некоторых передач недели мне показалось, что сатира в современной России все-таки есть. Только авторы "сатирических произведений" не всегда осознают, что являются таковыми. Поскольку всерьез и с пафосом перечислять напрочь отсутствующие достижения "Единой России" без сатирического "подтекста", на мой взгляд, решительно невозможно. Смех в студии программы "Национальный интерес" – окончательное тому подтверждение.

Другое дело, что иногда создается впечатление, будто звучит этот смех во мраке.

Юрий Гладыш

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter