Прошли не даром; ясен предо мной
Конечный вывод мудрости земной:
Лишь тот достоин жизни и свободы,
Кто каждый день за них идет на бой!
Гёте, "Фауст"
Посмотрев на досуге украинские народные агитационные ролики (по силе убежденности, ярости и ядовитости не уступающие публицистике Эренбурга и карикатурам Кукрыниксов времен Великой Отечественной), а также тот самый репортаж бесстрашного Тимура Олевского из Киева на "Дожде", где 5 (прописью пять) майдановцев обратили в бегство роту спецназа, ликвидировав прорыв на Крещатике, я решился на мысленный эксперимент - перенес нынешние события в контекст прошлого. На 222 года назад.
Итак, Париж 1792 года. И вот по поручению герцога Брауншвейгского - командующего войсками коалиции, идущими давить Французскую революцию и спасать Бурбонов, тайный советник* Гёте составляет воззвание к парижанам. Типа, один лишь волос падет с августейшей головы и - "всех замочим в сортирах"** [дальнейшее известно - убийства "подозрительных" дворян и купцов, битва при Вальми, казнь короля, якобинцы...].
Сейчас бы Гёте рассуждал по телевизору о том, что революции - это плохо, ибо "лучше несправедливость, чем непорядок". Словом, нес по кочкам парижский Майдан. Действительно - вот экстремисты, не могли с Луём 16-ым мирно договориться! И вообще, зачем эти безобразия - вот у нас, добрый и мудрый герцог, ему надо пожаловаться на проблемы, возможно подсказать что-то министрам. И вопросы будут решаться... Аккуратные и ответственные немцы у телевизоров понимающе кивают головами. Они полностью согласны с знаменитым поэтом. Они очень напуганы ежедневными репортажами их Франции - гильотина, головы на пиках, всклокоченные ораторы, рассказы испуганных эмигрантов о сожженных имениях...
А другие немцы изводят себя грезами о преодолении результатов крупнейшей в Европе геополитической катастрофы XVII века - распада Священной Римской империи германской нации. И вообще, надо требовать восстановлении империи Карла Великого, где стольным градом был Ахен, а Париж - сравнительно небольшим провинциальным городом.
Поэтому Гражданский кодекс придет к этим немцам только на наполеоновских штыках - через 13 лет. Своего Майдана немцы (-перцы, колбаса) будут ждать еще 56 лет - аж до 1848. А понимание необходимости "боя для жизни и свободы" пришло к автору "Фауста" через 40 лет.
Все эти рассуждения - моя попытка объяснить, что подданные Путина не могут понять сегодняшних украинцев точно также, как подданные десятков уютных кукольных немецких королевств и герцогств не могли понять тогдашних парижан и марсельцев (сейчас бы сказали "западенцев"). Но и тогдашние вандейцы не могли понять парижан: нечто можно супротив доброго короля, супротив кюре и супротив барина (Вив ле Руа, вив ле маркиз де-Караба!).
* Статский генерал-лейтенант, по нашему - замминистра иностранных дел Веймарского великого герцогства.
** Дальнейшее известно - сентябрьские убийства "подозрительных", битва при Вальми, казнь короля, якобинцы...
! Орфография и стилистика автора сохранены
Вы можете оставить свои комментарии здесь