Находясь на высоте около 270 метров и не долетев при этом около 6 км до взлетно-посадочной полосы, один из летчиков нажал клавишу TOGA (Take off. Go around), задающую машине команду для ухода на второй круг, и отключил автопилот, взяв управление машиной на себя. Однако, как полагают эксперты,
экипаж не учел специфику перехода Boeing 737 из режима посадки в режим набора высоты.
При заходе на полосу под автопилотом лайнер находится в довольно сложной конфигурации — его руль высоты отклонен на пикирование, а хвостовой стабилизатор при этом работает в противоположном направлении, задирая нос машины. Если уход на второй круг происходит в автоматическом режиме, положение всех рулей плавно меняет бортовой компьютер. В случае же совершения этого маневра руками, летчик инстинктивно тянет штурвал на себя, ставя таким образом в положение набора высоты и руль, и стабилизатор. Кабрирующий момент усиливают убирающиеся после нажатия клавиши TOGA закрылки — в итоге Boeing вместо плавного набора высоты устремляется вверх в режиме истребителя, пишет газета.
Из-за усталости или отсутствия опыта пилоты рейса этот самопроизвольный маневр лайнера не распознали. В итоге
когда скорость самолета, вышедшего на закритические углы атаки, начала стремительно падать, в кабине произошел конфликт.
Управляющий летчик, продолжая подъем, попытался набрать скорость, увеличив режим работы двигателей до взлетного. Его напарник полагал, что в первую очередь следует опустить нос Boeing. По данным самописцев он кричал — "Стой. Куда? Стоять! Стоять!" и одновременно пытался прекратить набор высоты, отталкивая от себя свой штурвал.
В результате управление самолетом, говорят специалисты, разорвалось: в бортовой компьютер Boeing стали поступать электрические импульсы от всех манипуляций, совершаемых пилотами на обоих штурвалах, которые в штатном режиме работают синхронно.
Как пишет издание, экипаж согласовал свои действия только тогда, когда оба пилота почувствовали отрицательные перегрузки — ощущение, которое испытывает человек, например, в падающем лифте. Однако, пишет издание, к этому времени неуправляемый Boeing со скоростью 325 км/час и под углом около 45 градусов несся к земле. В оставшиеся до столкновения несколько секунд оба пилота лишь кричали от ужаса и отчаяния.
Отмечается, что по записи эксперты пока не могут распознать, кто из летчиков совершил роковую ошибку, а кто пытался ее исправить: в своем последнем коротком диалоге пилоты не упоминают должностей или имен друг друга, а тембры и интонации их голосов оказались странным образом похожи.
Напомним, на территории аэропорта Ростова-на-Дону в 03:50 19 марта при повторном заходе на посадку разбился Boeing-737-800 компании Flydubai, выполнявший рейс из Дубая. Погибли 62 человека: все пассажира и члены экипажа.
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter