Господа И. Эйдман и С. Советкин на фоне любезного общения уважаемых политических деятелей уходящей эпохи экстраполировали сценарии начала Гражданской войны в России. Они определили конфликт Пригожина и Кадырова в качестве триггера начала Гражданской войны. Поскольку конфликт сих "авторитетных" во всех отношениях людей был быстро урегулирован, в обсуждение вмешалась наука от ПРБ.
Профессор финансов из секты с присущей ему научной добросовестностью и применением научной терминологии попытался использовать последний шанс и задал вопрос как на заседании кафедры:
"Что ж ты, фpаеp, сдал назад? Зассал, что ли, Кадырыч? А так дысал, так дысал..." ( Орфография и пунктуация автора сохранены.)
Какая же ПРБ может наступить без Гражданской войны?
Затем ПРБ решила потрошить еще и А. Бастрыкина: "Или тебе, как и Кадырову, ссыкотно с Пригожиным связываться?"
Словом, интрига была обозначена.
Вы, друзья, как ни садитесь...
Хочу в связи с этим внести ясность.
Опасения и тревоги по поводу развязывания Второй Гражданской войны в России сильно преувеличены.
Во-первых, Вторая Гражданская война не может начаться до тех пор, пока не закончится Первая.
Во-вторых, для полномасштабной Гражданской войны необходимо кроме политического кризиса три условия: наличие граждан; наличие интересов этих граждан, которые они готовы отстаивать; наличие триггера в виде популярной идеи, которая может придать смысл братоубийственной войне.
105 лет назад все условия совпали, а идея "Грабь награбленное!" в России сработала как нигде эффективно.
Сейчас этих условий нет, но об этом чуть позже.
Следовательно, вопрос сейчас стоит не в развязывании новой Гражданской войны, а, скорее наоборот, в условиях и сроках ее прекращения.
Что же в таком случае произошло?
Стычка Кадырова с Пригожиным, скорее всего, не бесплатная для Чечни — это не что иное, как проверенная технология поднятия рейтинга посредством русского национализма. Ни Кадырову, ни Пригожину война не нужна. А рейтинг Пригожину нужен. Только даже не ему. А Режиссеру и Главному дирижеру последнего акта драмы под названием тысячелетняя история России — Заслуженному многоходовочнику России — Михал Иванычу.
Смысл этого действа предельно прост и туп — поддержание необходимого уровня популизма. Вся путинская власть поддерживалась исключительно за счет маневрирования популизмом для послушного, неизбалованного и интеллектуально неполноценного народа. Особо падкого на внешние проявления заботы о нем и столь же поверхностные признаки величия страны. Путин и его окружение сегодня прекрасно понимают все, что случилось. Они проиграли. Шантаж больше не работает. Поражение неминуемо. Но они будут до последнего цепляться за власть и за свои никчемные жизни. Народ не осудит их за преступления. Не осудит за гибель россиян.
И Путин прекрасно понимает, что народ не простит ему поражение. Следовательно, необходимо предпринять нечто такое, что могло бы понравиться этому народу — представить понятного ему "человека", разговаривающего на понятном ему языке. Руками этого "человека" принести в жертву на потеху этому народу каких-то начальников, тем более что именно этот "человек" продемонстрировал способ решения таких вопросов посредством кувалды. Взорвать плотину Каховской ГЭС для того, чтобы компенсировать переживания от неминуемого поражения. Ведь сегодня все видят, что силовой ресурс власти исчерпан, миллионный протест в Москве с захватом правительственных зданий и т.д. никто бы не предотвратил. Но потребности в этом нет. А именно такие действия будут правильно поняты и будут популярны. Дескать, нанесен максимальный ущерб. Как они любят.
Разговоры о расколе элит и расчеты на это сильно преувеличены. Элиты — это Воре-патриоты и отчасти бизнес-патриоты, которые одновременно являются фронтменами самого Михал Иваныча. Война за передел их собственности по этой причине принципиально невозможна. А как только Запад начнет процесс ДЕлегитимизации собственности всех Абрамовичей, Усмановых, Мельниченко и прочих фронтменов Путина, тем быстрее они поймут, что воевать за нее бессмысленно.
Когда вышеупомянутые товарищи рассуждают о несметных богатствах, которые могли бы коренным образом переменить жизнь народа, но были украдены и вывезены, — это тоже поддержка популизма, но уже с их стороны. Именно с этой целью в свое время и был запущен проект "Навальный", который потом либо вышел из-под контроля, либо продолжается на их явке.
Когда речь заходит о триллионах, выведенных из страны, то с учетом колебаний цен на энергоносители и основные предметы российского экспорта, за тридцать лет это не более трех триллионов долларов. При этом часть этих средств вернулась в Россию в виде инвестиций.
Три триллиона за тридцать лет — это по 700 долларов в год на ватно-поголовье. На эти деньги принципиально улучшить ничего нельзя. А украсть и построить яхты можно.
Я это к тому, что за раскруткой популизма стоит элементарное нежелание трудиться (А.С. Пушкин, Ф.М. Достоевский), проводить реформы как сверху, так и снизу и одновременно управление патернализмом в виде эскалации зависти. Можно сколько угодно говорить о несметных богатствах России, но с учетом ее иррационализма они без развития человеческого капитала ничего не могут сделать.
С этой точки зрения окончание Гражданской войны в России имеет только две перспективы:
— быстрое и полное разрушение России в ходе последнего ее этапа;
— рационализация России.
Во втором и наиболее предпочтительном для всех варианте коренным будет понятие СВОБОДА.
Народы России посредством свободного волеизъявления, снизу, а не сверху, должны будут определить свое будущее.
Но есть одно НО.
В обоих случаях, когда в Россию приходила НАСТОЯЩАЯ СВОБОДА, народы России и в 1917 г., и в 1991 г. предпочли воспользоваться ею для обретения независимости. Вряд ли кто может поставить под сомнение свободу выбора финнов, поляков, народов Балтии и т.д. А когда из России настоящая свобода уходила, то на смену ей приходила другая степень свободы.
СВОБОДА ГРАБЕЖА.
Меня терзают смутные сомнения, что несмотря ни на что сегодня вариантов выбора больше не стало.