По информации МВД, в рождественских богослужениях в этом году приняли участие более 1,3 млн человек. В прошлом году – 1,4 млн, а в 2020-м, до пандемии – около 2,3 млн.

Таким образом фактическое окончание пандемии (а к ней в России мало кто теперь относится всерьез) не привело к увеличению количества прихожан, присутствовавших в храмах во время одного из главных православных праздников. Некоторое уменьшение числа посетивших рождественскую службу в нынешнем году может быть связано с необычно холодной погодой на европейской территории страны.

Что касается сокращения числа посещающих храмы после пандемии, то оно может быть связано с двумя обстоятельствами. Первое – часть пожилых людей, бывших постоянными прихожанами, скончались во время пандемии. Замены им не нашлось. Старшее поколение в основном пришло в церковь в период перестройки и в первые постперестроечные годы, когда посещение церкви уже не могло помешать карьере или даже вызвать нарекания со стороны начальства. Кризис советской идеологии достиг максимума – и разочарованным людям, привыкшим к идейной опоре, требовалась альтернатива. Православие было укоренено как в российской истории, так и нередко в семейных историях, что способствовало религиозному возрождению. Для новых поколений поиск идейной опоры значительно менее актуален.

Второе обстоятельство: во время пандемии доступ в храмы был ограничен – Пасха 2020 года прошла практически без прихожан. Для немалого числа людей посещение рождественских служб носило инерционный характер – когда-то сильное религиозное чувство у них было, но потом отношение к церкви стало более сложным, скорее, отстраненным. Однако человек инерционен – и он продолжал посещать храм. Пандемия сломала инерцию – и часть прихожан превратилась в "захожан", приходящих в церковь куда реже. Тем более, что в публичном пространстве в 2020 году звучали высказывания о факультативности "очного" участия в богослужениях, которое можно заменить просмотром трансляций и домашней молитвой. Патриарх Кирилл ссылался в связи с этим на опыт Марии Египетской, молившейся в одиночестве в пустыне. Это могло стать оправданием для того, чтобы в рождественскую ночь, разумеется, не идти в пустыню, а остаться в теплом доме – и в прошлом году, и в нынешнем.

Алексей Макаркин

t.me

! Орфография и стилистика автора сохранены