Скончавшийся в возрасте 83 лет последний греческий король Константин II был последним же европейским монархом, свергнутым с престола. Его недолгое правление демонстрирует все возможные ошибки, которые мог совершить конституционный монарх, так и не ставший символом нации, несмотря на имевшийся потенциал. Молодой, хорошо образованный (слушал лекции по военным наукам, политологии и конституционному праву), фотогеничный король еще в качестве наследного принца стал олимпийским чемпионом 1960 года в парусном спорте.
Вступив на престол в 1964 году, 23-летний Константин возглавил страну в условиях политической нестабильности. Особенностью греческой ситуации была активная роль монарха, более напоминавшего европейского правителя XIX века, чем современного европейского конституционного монарха. В 1963 году, после острого политического кризиса, осложненного конфликтом его отца, короля Павла, и премьера Константиноса Караманлиса, были проведены досрочные парламентские выборы, приведшие к власти лидера оппозиции Георгиоса Папандреу. Павел признал победу Папандреу. Константин же пошел с Папандреу на конфликт, причем когда премьер в 1965 году подал в отставку, отказался назначать досрочные выборы. Король опасался роста влияния харизматичного сына премьера Андреаса Папандреу, подозревавшегося в связях с крайне левыми силами, что для короля-антикоммуниста и военной элиты было полностью неприемлемо.
В результате под эгидой короля партия Папандреу была расколота и последовательно сформированы несколько кабинетов, лишь один из которых смог получить незначительное большинство в парламенте и ни один не обладал авторитетом в обществе. Тем самым король превысил функцию арбитра в политическом процессе, приняв на себя непосредственную ответственность за правительственную политику. К 1967 году возможности "королевских правительств" исчерпались – пришлось назначать выборы, которые должна была выиграть партия Папандреу.
За месяц с небольшим до выборов реакционно настроенные офицеры ("черные полковники") совершили переворот, который король признал, вступив в сговор с полковниками при условии назначения премьера-роялиста. Константин сфотографировался с лидерами диктатуры – потом король объяснял, что своим грустным видом на фото намекал на свое недовольство переворотом. Он помог оформить смещение афинского архиепископа, замененного на лояльного хунте церковного деятеля. Однако полковники не считались с амбициями короля, и тот подготовил контрпереворот при поддержке ряда генералов, но настолько неудачно организованный, что полковники без особого труда его подавили. После этого в декабре 1967 года король был вынужден эмигрировать.
Полковники до 1973 года формально сохраняли монархию, а затем их лидер Георгиос Пападопулос провел в управляемом режиме референдум об упразднении монархии и провозгласил себя президентом. В следующем году военный режим был свернут, но греческие политики не захотели возвращать в страну своевольного и непредсказуемого монарха. В декабре 1974 года был проведен новый референдум – на этот раз к населению могли обратиться и король (из эмиграции), и республиканцы. Почти 70% участников референдума (при 75%-ной явке) высказались за республику. Ключевыми ее лидерами в последующие годы были Караманлис и Андреас Папандреу (его отец умер в 1968 году), за это время Греция вступила в Европейский союз.
Количество монархистов в современной Греции невелико. Сам бывший король долго судился с греческими властями о возвращении имущества, но получил лишь компенсацию в 13,7 млн евро, которую правительство Греции демонстративно заплатило из фонда ликвидации стихийных бедствий. В последние годы Константин тихо жил в Греции, где купил виллу. Свой шанс стать греческим аналогом испанского короля Хуана Карлоса, возглавившего процесс демократизации страны, он упустил.
! Орфография и стилистика автора сохранены