По Нобелю медицинскому сего года. История, на самом деле, сразу про все. Современность как есть. Наука, пресса, политика и дивный новый мир.

Выбрали ученых с умеренными заслугами, чей вклад в создание технологии мРНК-вакцин есть, а пятна на репутации в виде публичного расхождения с мнением начальства нет. Будто премию не по биологии дали, а мира или по литературе.

Но по порядку. Премию присудили Каталин Карико и Дрю Вайсману, которые внесли вклад в создание мРНК-вакцин (Файзер и Модерна), разработав способ обходить иммунную систему организма, реагирующую на чужеродную РНК. Это можно сделать, заменив нуклеозид уридин на его аналог псевдоуридин, который помогал молекулам мРНК оставаться нераспознанными как чужеродные. А значит – не вызывать острой реакции иммунной системы (это не значит, что иммунных осложнений нет вовсе – их просто меньше и они, в теории, слабее).

Это открыло дорогу для массовизации технологии РНК-препаратов. Однако утверждать, что КарикоВайсман получили Нобеля за создание "вакцины от ковида", - преувеличение на грани профанации.

Ключевые вехи процесса:
1978 - первая контролируемая РНК с помощью липосомы в клетку;
1984 - создание биологически активной РНК в лаборатории (П. Крейг, Д. Мелтон),
Далее - упаковка в липосому (1987 г., Р. Мэлоун), с положительным зарядом (Ф. Фельгнер), Мэлоун смог внедрить мРНК в клетки человека и эмбрион лягушки;
1993 - протестирована первая мРНК-вакцина против гриппа на мышах;
2001 - первая 4-компонентная система доставки с помощью LNP;
2012 г. - создание современной системы доставки LNP, первые испытания мРНК с LNP.

И ни одной "Нобелевки" ни за одно достижение из этого списка понятное дело нет.

Почему же Карико/Вайсман-2023, чьим фронтом работ была узкая проблема понижения потенциальной иммунности препарата?

Ответ - политические стерильные персонажи, демонстрирующие "правильность ответа" на пандемию и воплощающие официальную линию в отношении COVID-19.

Вайсман долгие годы работал под непосредственным руководством Фаучи. Карико – неутомимая энтузиастка РНК-подхода, прославившаяся скорее как администратор науки, нежели чем ученый. В 2006 основала стартап по теме, быстро прогорела, с 2013 года - вице-президент BioNTech, в 2019 г. - старший вице-президент компании.

До 2020 года ни одной научной награды или значимого достижения ни у одного из них не было. Средняя карьера, среднее ежегодное число публикаций по крайне узкой теме в широком соавторстве (3-5 в среднем в год). Зато с 2020 награды посыпались, как из ведра. Вершина Нобель по медицине за достижение, в котором их роль совсем не ключевая.

Одним из обойденных вниманием Комитета ученых стал Мэлоун, соавтор самой технологии мРНК-вакцинации, который еще в 1980-е гг. придумал упаковывать ее в липидные частицы (прообраз современных LNP) для доставки в клетку.

Значимость его исследований была перечеркнута позицией по поводу вакцинации против COVID-19: он утверждал, что мРНК-вакцина не имеет преимуществ, но несет в себе дозозависимый риск, особенно для молодых людей. Пресса мгновенно научилась принижать его роль в исследованиях, утверждая, что Мэлоун “называет себя изобретателем мРНК-технологии”. Так, ученый, достижения которого были зафиксированы его публикациями в течение десятилетий, превратился в "самозванца".

Были десятки других ученых, опять же десятилетиями вносившими вклад в исследования мРНК на всех этапах, от структуры молекулы и LNP до создания промышленных РНК-принтеров и технологий стабилизации вакцины. Все они остались безымянными.

Пресс-конференция, проводившаяся после объявления о вручении Нобелевской премии, естественно оказалась триумфом “настоящей науки”. Как заявил вице-председатель Нобелевского комитета Олле Кемпе, “вручение Нобелевской премии за эти вакцины против COVID-19 может заставить колеблющихся людей вакцинироваться”.

Стоит добавить, что за технологии вирус-векторных вакцин, которыми вакцинировано (если уж мы про COVID-19) существенно большее число людей, чем препаратами ФайзераМодерны, никто никогда Нобелевской премии так и не получил, и не получит, увы.

Глеб Кузнецов

t.me

! Орфография и стилистика автора сохранены